БОЛЬШАЯ КИНОЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Советское кино
            ГЛАВНАЯ        СОВЕТСКИЕ АКТЕРЫ        СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ        КИНОСТУДИИ        КИНОРЕЖИСЕРЫ
СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ ОТ А ДО Я
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
СОВЕТСКИЕ АКТЕРЫ ОТ А ДО Я
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
 
 
www.kinovedia.ru
все новости
Тайна смерти великой Грейс
Трагедия случилась 13 сентября 1982 года. Грейс с младшей дочерью Стефанией должны были ехать в Монако.
Обладательница восьми Оскаров Грейс Кейлли
Одним из присущих Грейс Келли качеств можно, несомненно, назвать то, что в любой ситуации она выглядела безупречно.
Профессионализм Грейс Кейлли
Коллеги отмечали профессионализм Грейс, близкие и друзья - ее чуткость и готовность всегда прийти на помощь.
Прощание Грейс Келли с Голливудом
Не без помощи агента актрисы Джея Кантера Келли пригласили в картину «Ровно в полдень».
Фильмография Грейс Келли
Грейс Келли часто вспоминают как принцессу Монако, совершенно забывая о том, что она являлась еще и великолепной, весьма востребованной актрисой
Грейс Келли на Каннском фестивале в 1953 г.
Грейс Келли находилась на пике популярности, когда в ее жизни состоялась судьбоносная встреча.
Грейс Келли - символ эпохи
Неподражаемый образ, великолепное самообладание, гордая осанка и, конечно же, поразительная природная красота стали символами имени Грейс Келли
Барто и Рина Зеленая
Дома у Агнии Львовны часто собирались академики, поэты и актеры - элита советского культурного общества
Начало творческого пути Агнии Барто
Начало творческого пути Агнии Барто совпало со временем становления детской литературы в нашей стране
Талант Клавдии Ивановны Шульженко
Клавдия Ивановна Шульженко не была обделена вниманием современников на протяжении всей своей долгой карьеры
Шульженко и Коралли в съемках ленты Концерт - Фронту
Композиция фильма полностью соответствовала названию: номера в исполнении Ивана Козловского, Игоря Ильинского
Актриса Клавдия Шульженко
Клавдия Шульженко родилась 11 (24 по новому стилю) марта 1906 года.
Мадемуазель Франсуаза Саган
Круг общения Саган всегда был широким и очень разнообразным
Большая семья Веры Холодной
Вера Холодная прожила до обидного короткую жизнь, но за отпущенный ей срок успела многое.
Фильмы с участием Веры Холодной
Уже после первых фильмов с участием Веры Холодной в российской прессе стали появляться лестные отзывы о работе актрисы.
Первая кинопроба Веры Холодной
Феноменальный успех молодой Веры Холодной и всеобщая зрительская любовь, пожалуй, навсегда останутся загадкой в мире киноискусства
Влияние Екатерины Фурцевой на советский кинематограф
В жизни известного государственного деятеля любое событие обрастает такими легендами, что уже спустя несколько лет трудно разобрать, где правда, а где вымысел.
Первые произведения Марины Цветаевой
Марина Цветаева - уникальное явление не только в русской, но и в мировой поэзии.
Иоланда Джильотти в кино
Трудно поверить, но Далида-певица всю жизнь провела в борьбе с Далидой-женщиной (вернее, Иоландой Джильотти).
Роль Орловой в Веселых ребятах
1933 году, когда Орловой досталась роль в «Веселых ребятах», «немецкий антрепренер»
Любовь Орлова - Григорий Александров звезды советского зрителя
Пара «Любовь Орлова - Григорий Александров» стала для советского зрителя общим понятием.
Синдром Орловой у советских женщин
Стоит отметить, что Любовь Орлова знала цену своему таланту.
Знакомство Любови Орловой с режиссером Григорием Александровым
Жизнь актрисы Любови Орловой кардинально изменилась после знакомства с режиссером Григорием Александровым.
Многогранность таланта Орловой
Между тем, Любови Петровне нельзя было отказать в элегантности и умении подать себя в самом выигрышном свете.
Фаина Раневская уважала Любовь Орлову
Фаина Георгиевна Раневская, близко знавшая Любовь Орлову, любила в ней многие качества
Роли в театре Любови Петровны Орловой
В 1950 году «Встреча на Эльбе», вышедшая на экраны годом раньше, принесла Орловой и Александрову еще одну Сталинскую премию.
Орлова целиком и полностью отдавалась сцене
В 1939 году артистке пришлось сменить амплуа - из деревенской простушки, улыбчивой и задорной, Орлова превратилась в коварную, хитрую предательницу Родины
Орлова на страницах журнала Смена
Знаменитую актрису всегда возмущало, когда работа артиста оставалась непризнанной или вовсе не считалась за труд.
Фильмы с участием Орловой
Фильмы с участием Орловой отличались от тех, что снимали ранее.
Советскому кинематографу пророчил великое будущее
Советский кинематограф, которому пророчил великое будущее еще Владимир Ильич Ленин
Звезда советского экрана Любовь Орлова
Звезда советского экрана, Любовь Орлова за всю свою карьеру снялась менее чем в двадцати фильмах и сыграла в десяти спектаклях
Копы в юбках
«Копы в юбках» - пока что главный претендент на комедию года.
Перед полуночью
Прошло девять с лет с момента последней встречи Джесси (Хок) и Селин (Дельпи)
Династия Бариновых
Отец и сын Валерий и Егор Бариновы славная актерская династия
Яна Чурикова
Таинственный, притягательный мир телевизионного закулисья
Данила Козловский
Он настоящий герой нашего времени, з мая ему исполнилось 28 лет
Большая свадьба
Вот уже лет двадцать супруги Гриффин терпеть не могут друг друга
Назад в Будущее
Подросток Марти с помощью машины времени
Возвращение героя
Вы не задавались вопросом, каким было бы кино, будь у кинематографистов минувших лет технологии наших дней
Фильм - Крученый мяч
Имя Клинта Иствуда давно стало маркой
Автобиография лжеца
Шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» прочно вписано в историю юмора
Новый фильм Педро Альмодовара
Новый фильм Педро Альмодовара - громкое событие для кинолюбителей.
Противники Железного человека
Тони Старк чувствует незащищённость после нападения инопланетян на Нью-Йорк
История знакомства с Джеем Гэтсби
Ник Каррауэй (Магуайр) - бывший финансист с Уолл-Стрит
Вселенная - Звёздный путь
Вселенная «Звёздный путь» всегда выделялась среди конкурентов
Любовь композитора Иоганнеса Брамса
композитор Иоганнес Брамс женщине старше его на четырнадцать лет, состоявшей в браке с его лучшим другом и учителем Робертом Шуманом
Комедия Реальные парни
Вел (Пачино) выходит из тюрьмы, а у ворот его встречает его старинный друг и подельник Док (Уокен), у которого тот планирует перекантоваться.
Драма Эксперимент Повиновение
В провинциальной сетевой забегаловке раздается звонок. Когда менеджер Сандра поднимает трубку, звонящий представляется сотрудником полиции
Драма Гаид-парк на Гудзоне
Конец тридцатых годов прошлого века. Британская королевская чета отправляется в США, чтобы обсудить перспективы коалиции на случай нацистского нападения на Англию
Драма Измена
Он (Лилич) проходит плановую диспансеризацию в поликлинике. Когда Он заходит в Ее (Петри) кабинет, Она сообщает Ему, что их супруги - любовники.
Драма В хлам
Учительница младших классов Кейт (Уинстед) и ее муж Чарли (Пол) страдают алкоголизмом.
Драма Любовь на кончиках пальцев
Франция, 1950-е. Провинциалка Роза (Франсуа) мечтает устроиться на работу секретаршей.
Драма Ведьма войны
В одной из африканских стран идет гражданская война. Повстанческая группировка нападает на мирную деревню.
Драма Мул
Журналистка Софи в один из обычных дней дозванивается до своего брата Аарона и слышит на другом конце линии выстрелы.
Триллер Воспроизведение
90-х в небольшом провинциальном городке произошло массовое убийство - подросток убил всю свою семью
Триллер Пакт
На похороны матери возвращается девушка по имени Николь (Брукнер). Она останавливается в доме, в котором провела детство, а на следующее утро
Триллер Убей ради меня
Аманда (Кэссиди) -студентка, снимающая вместе с сокурсницами дом. Когда одна из ее соседок исчезает, в освободившуюся комнату заселяется Хэйли
Триллер Дом в конце улицы
Мать и дочь Сара и Элиза не слишком удивлены невысокой ценой своего нового загородного дома
Побег из Нью-Йорка версия 2.0
Культовый и коммерческий хит, фантастический триллер 1981 года «Побег из Нью-Йорка»
Сериал Американцы
На дефицит шпионских сериалов американское телевидение ни когда не могло пожаловаться: драматические, комедийные, фан тастические - всего в достатке, на любой вкус.
История сериала Борджиа
История сериала «Борджиа» началась довольно давно, еще в 2002 году появились новости о том, что режиссер Нил Джордан («Жестокая игра», «Интервью с вампиром»)планирует снять фильм про времена правления аморального папы римского Родриго Борджиа
Сорокалетие Гвинет Пэлтроу
Отпраздновав сорокалетие, Гвинет Пэлтроу, похоже, вовсе не собирается переходить к возрастным ролям и переживает на экране вторую молодость.
Мультфильм Эпик
Как можно живым детям показывать кукольные мультфильмы?
Кинофильм Звездный путь
Для российских зрителей американскую эпическую космическую фантастику долгое время олицетворяли два цикла
Блокбастер Форсажа 6
Когда первая серия «Форсажа» вышла в прокат, студия Unversal вряд ли рассматривала картину как приоритетный проект.
Cценарист и редактор комиксов Стэн Ли
Сценарист и редактор комиксов Стэн Ли никогда бы не стал живой легендой, если бы думал только о том, как потрафить публике
Фильм - Список Шиндлера
Центральный персонаж заявлен Спилбергом внятно, предельно телесно. Он входит в кадр красиво подстриженный, высокий, прямой
Драма - Мы и я
Даже задумав легкий (в постановочном смысле) реалистический проект, все действие которого о разыграться в пределах салона автобуса или на подступах к нему
Драма - Нет
Перед референдумом генерал Пиночет, уверенный в своих силах, предоставляет своим политическим противникам ежедневные пятнадцать минут телеэфира
Экранизация английской классики - Разум и чувства
Творчество Джейн Остин так долго находилось в безраздельной монополии костюмированных сериалов ВВС
Нежная драма - Ты и я
Спустя десять лет после прославленных «Мечтателей», после травмы спины и неудачной операции
Эротический триллер - Побочный эффект
Когда «Побочный эффект» только выходил на экраны, критики всего мира сосредоточились на поисках скрытых посланий
Затянутая сказка Хоббит: нежданное путешествие
Хоббит снимался мучительно долго -казалось, что этот фильм никогда не увидит свет
Криминальная комедия - Шутки в сторону
Кажется, фильмы, которые в других странах не задумываясь назвали бы легкими комедиями
Музыкальная комедия - Идеальный голос
Есть несколько девочек - их команда называется The Barden Bellas
Авторское кино - Великий мастер
Казалось бы, и недюжинный прокатный успех в Азии, и сам выбор темы свидетельствуют о завершающем этапе давней эволюции Вонга Карвая
Фаина Раневская ради театра отказалась от семьи
Далеко не все гении были признаны при жизни. Далеко не все гении стали легендой при жизни.
Американский актер Дин Рид - жертва борьбы спецслужб
Для советских людей актер и певец Дин Рид был воплощением всего лучшего, что есть в Америке
Не простой доктор - Леонид Михаилович Рошаль
Я всегда говорю: дайте мне хорошую бизнес-идею, и к вечеру от нее ничего не останется.
Деви - самая знаменитая в мире женщина-йог
Про йогу Женя впервые услышала случайно, в Москве, в гостях у маминых друзей, среди которых был и молодой актер
Художник, график ,скульптор Михаил Шемякин
Его жизнь последовательное самоограничение, своеобразная аскеза
Хавьер Бардем и Пенелопа Крус
Хавьеру Бардему и Пенелопе Крус понадобилось пятнадцать лет, чтобы понять, что они созданы друг для друга
Актриса Агриппина Владимировна Стеклова
До сих пор многие впечатления свежи в памяти, помню, как по утрам меня будил вкусный аромат свежесваренного кофе
Исполнительница главной роли фильма «Lore»
Исполнительница главной роли фильма «Lore» делится впечатлениями от своего первого большого дебюта на большом экране.
Австралийский режиссёр Кейт Шортланд
Австралийскому режиссёру Кейт Шортланд принадлежит слава режиссёра, умеющего работать с молодыми талантами.
Триллер Шпионские игры
Операция по извлечению из гонконгской тюрьмы британской подданной
Триллер Заложница 2
Агент Брайан Миллс (Нисон)начинает задумываться о том, что пора бы и честь знать
Боевик Смертельная гонка: Трилогия
Два первых фильма трилогии уже выходили в России
Фильм Настоящая любовь
Лена (Асмус) работает журналисткой, но, хотя амбиций и рвения ей не занимать
Билет на Вегас
Живущие вместе Макс и Лиза во время очередной ссоры решают разойтись
Драма - Робот и Фрэнк
Бывший вор Фрэнк (Ланд-желла) давно вышел на покой
Драма - Суперстар
Мартин Казински (Мерад) - обычный, ничем не примечательный мужчина средних лет
Драма - Укрытие
Джеймс - последний представитель старинного рода
Драма - Звери дикого юга
Чернокожая школьница Хашпаппи живет со своим отцом
Драма - В доме
Ворчливый сноб Жермен (Лукини)преподает в школе литературу
Драма - Реальность
В солнечном Неаполе живет неунывающий торговец рыбой Лучано
Триллер Темная правда
В латиноамериканском Эквадоре разгорается гражданская война
Триллер Джекпот
Провинциальный норвежский тюфяк Оскар работает управляющим на фабрике искусственных елок.
Версия 2.0: Ворон
На первый взгляд, перезагрузить «Ворона» просто
Постановщик Николай Лебедев
18 апреля в российский прокат выходит фильм «Легенда № 17»
Триллер Последователи
График выхода сериалов на эфирном телевидении в Америке стандартен
Режиссер Винс Гиллиган
Натренированному глазу продюсера потенциал проекта заметен издалека.
Актер - Райан Томас Гослинг
Райана Гослинга принято сравнивать с МарЛном Брандо
Фильм 12 месяцев
Любовь наших кинематографистов к коверканью и перекраиванию классики
Фильм Репортаж со свадьбы
Однажды нащупав удобную колею, испанцы исправно вспахивают поле «Репортажей».
Фильм Разговор
Документалист и автор телевизионных проектов Сергей Комаров
Фильм Место под соснами
Место под соснами» уже год является одним из самых ожидаемых фильмов,
Легенда № 17
Валерий Харламов стал легендой еще при жизни
Фильм Майкла Бэя Кровью и потом
Майкл Бэй, однако, урожденный голливудец. Он появился на свет в Лос-Анджелесе
Режиссер Джозеф Косински
Джозеф Косински. Всего несколько лет назад это имя знали лишь голливудские эксперты
Зловещие мертвецы: Черная книга
Пятеро друзей, заброшенная лесная хижина, оставшаяся от предыдущих жильцов старинная книга.
Фильм "Дорога к дому"
Блестящий дебют южнокорейского режиссера Ли Юн Хяна рассказывает о непростых отношениях бабушек и внуков
Фильм "За холмами"
Румыния, тысячелетие вроде нынешнее, год неопределенный.
Фильм "Пленный"
Идет кавказская война. Пока генералы и повстанцы занимаются покупкой-продажей оружия,
Фильм "Калейдоскоп любви"
Фильм «Калейдоскоп любви» снят по мотивам произведения Артура Шницлера
Новоиспеченный россиянин Жерар Депардье
«Знаменитый франко-российский актер...», «Народный артист Чечни и Мордовии...», «Новоиспеченный россиянин...»
Режиссер Владимир Машков
«Режиссура одна из самых страшных профессий, после, наверное, летчиков-испытателей»
Режиссер Ролан Быков
«Задача искусства не правда жизни, а ее истина»
Режиссер Михаил Козаков
«Я вообще всегда снимаю телепродукцию и никогда не снимал ни одной картины для большого экрана. Заметьте, все, что я поставил на экране, это пьесы»
Режиссер Олег Янковский
«В потоке чудовищно-черного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты»
Режиссер Кевин Костнер
«Я горжусь всеми фильмами, что я снял»
Режиссер Сильвестр Сталоне
«Я очень тонкий сценарист и режиссер. Разговоры о «деле» вызывают у меня отвращение. Если вам нужно поговорить о деньгах звоните моему менеджеру по «отвратительным» вопросам»
Режиссер Мел Гибсон
«Кино это бизнес. Поэтому гораздо приятнее быть независимым, снимая свой фильм, всегда можно рисковать»
Режиссер Джорж Клуни
«Режиссерская индустрия — отличное место, чтобы стареть»
Режиссер Клинт Иствуд
«Я просто снимаю фильмы, и если они проваливаются, то так тому и быть. Кому-то они нравятся — это круто. А кто-то их терпеть не может вот это, знаете ли, обидно»
Дастин Хофман
«Вы совершенно сошли с ума, если считаете, что сделаете из первого фильма хит. Нет, ну честно: сколько по-настоящему классных фильмов вы видели в этом году?»
Такеши Китано первый фильм "Жестокий полицейский"
«Я хочу снять фильм, который никто не сможет засунуть в какую-нибудь классификацию. Чтобы, выходя с просмотра, люди не знали, что думать и что говорить»
Бен Афлек умеет писать сценарии
«Умница Уилл Хантинг» доказал, что Бен Афлек умеет писать сценарии.
Искусство грима
Актриса Холлидей Грейнджер
Из маленьких ролей Грейнджер переквалифицировалась в более значимые, и началом настоящей сериальной карьеры стал знаменитый «Робин Гуд»
Фильм Мартина Скорсезе "Волк с Уолд-Стрит"
Баснословно дорогие яхты, эксклюзивные машины, роскошные женщины всеми этими заштампованными атрибутами дольче виты в свои лучшие времена обладал биржевой брокер Джордан Белфорт.
Церемонии вручения кинопремий ярмарка тщеславия
Актриса Джессика Честейн
За 35-летней актрисой Джессикой Честейн давно закрепилось определение «несовременная».
Мультфильм "Спасатели в Австралии"
Сиротка Пенни, похищенная искателями сокровищ
Мультфильм "101 далматинец"
Молодожены Роджер и Анита ждут пополнения семейства
Мультфильм "Нико 2"
Со времени предыдущего фильма Нико: Путь к звездам
Мультфильм "Тэд и Затерянный город"
Тэд Джонс с детства мечтает стать археологом
Мультфильм "Три богатыря на дальних берегах"
Баба-яга и ее подлый приспешник Колыван решают извести царя-батюшку
Мультфильм "Пушистые против зубастых"
Коале-альбиносу Джонни живется непросто.
Мультфильм "Монстры на каникулах"
Вдали от людских глаз граф Дракула выстроил в старинном замке отель для монстров
Драма "Сейчас самое время"
Четыре года назад Тесса (Фэннинг) узнала, что у нее лейкемия
Триллер Коллекционер 2
Изувер в маске устанавливает в ночном клубе хитроумные ловушки
Триллер Ограбление казино
Двое балбесов с криминальным прошлым грабят частное казино
Триллер Шкатулка проклятия
После развода Клайд (Морган) пытается как-то наладить отношения с детьми.
Триллер Семь психопатов
Голливудский сценарист Марти пытается написать новый сценарий
Боевик Судья Дредд
нтиутопическое будущее, на улицах разгул преступности
Фильм День учителя
Какая она - новая русская интеллигенция?
Драма Праздник взаперти
Неудачливый театральный актер Слава Белкин отрабатывает каждый Новый год Дедом Морозом
Драма "Я тоже хочу"
Бандит (Мосин) узнает от своего духовника о таинственной Колокольне Счастья
Мюзикл Призрак Оперы
«Призраке Оперы» юная певица Кристина Даэ покоряет сердце сумасшедшего гения
Драма "10 лет спустя"
Через десять лет после окончания школы выпускники вновь собираются вместе
Драма Руби Спаркс
Элвин (Дано) - писатель, в 19 лет прорвавшийся в литературный мир со своим дебютным романом
Драма Окно в лето
Влюбленная в Аугуста Юлиана готовится провести лето с возлюбленным.
Драма Мой парень - псих
Оогда Пэт (Купер) застал свою жену Никки в душе с любовником, он сделал то, что сделали бы на его месте многие
Триллер Апартаменты 1303
Оретируемая матерью (Де Морней) Джанет (Мишель) переезжает в съемную квартиру.
Боевик "Срочная доставка"
Бывший уличный хулиган Ки Су давно остепенился
Эмми Россам -звезда "Послезавтра"
Да, это действительно так, по материнской линии мои предки были эмигрантами из России.
Сериал "Правосудие"
В январе вот уже четвертый раз на телеэкраны выходит Шляпа
Актриса Рэйчел Ханна Вайс
Рэйчел Вайс сорок два, она младше своего мужа Дэниэла Крейга на два года
Мультфильм "Семейка Крудс"
Что же «географического» было в «Круде»? Очевидно, его основная идея.
Фильм "Гостья"
Крошечные, но удивительно могущественные, они прилетели на нашу планету и покорили ее.
Волшебник из страны Оз
Когда Уолт Дисней в 1937 году сорвал банк с «Белоснежкой и семью гномами»
Актриса, режиссер - Ирина Апексимова
Ее имя прочно ассоциируется с классическим образом Сильной Женщины
Жизнь Светланы Сургановой
Жизнь Светланы Сургановой никогда не была легкой - судьба словно задалась целью подбросить ей как можно больше испытаний
Василий Гроссман
В начале XIV века ордынский царевич Бердыч основал небольшую крепость
Лолита Милявская
Сбегать от обязательств - это не про меня.
Тайны Апена Делона
Его имя давно стало нарицательным. Ален Делон
Голос Маши Кац
Голос Маши Кац слышали все без исключения россияне, даже те, кому незнакомо это имя.
Юрий Никулин - младший
Когда он называет свое имя, люди начинают пристально и даже как-то тревожно всматриваться в его лицо
Первый "великий комбинатор" Сергей Юрский
Есть такие роли, о которых втайне мечтает каждый актер
Переводчик-синхронист Арина Шарапова
Имя этой женщины хорошо знакомо каждому, у кого дома есть телевизор.
Человек-легенда Роман Виктюк
Человек-легенда, совершивший переворот в театральном искусстве.
Триллер - "Побочный эффект"
Жизнь молодой нью-йоркской пары Эмили и Мартина идёт под откос, когда психиатр Эмили назначает ей новые препараты
Цель номер один
Есть кинематографисты, успех и признание к которым приходит с первой попытки
Крепкий орешек
25 лет назад полицейский из Нью-Йорка Джон МакКлейн оказался не в том месте и не в то время
Театр в кино
Играет тихая русская народная музыка, и занавес поднимается..Стива Облонский обманывает жену, о чём та узнаёт, и всё мешается в доме Облонских
Джек Ричер
Обычное будничное утро в Питтсбурге. Люди спешат на работу, на учёбу или наслаждаются прогулкой в парке.
Охотники на ганстеров
Народная мудрость гласит: «Не дай фактам помешать тебе рассказать хорошую историю».
Джордж Лукас продал компании Disney студию Lucasfilm
В конце октября 2012 года Джордж Лукас продал компании Disney своё главное детище, студию Lucasfilm
Разговор с Сергеем Шишкиным
Работы Сергея Шишкина наверняка знакомы практически каждому
Экранизации Братьев Стругацких
Популярность Стругацких феноменальна: они стали культовыми авторами
Мрачные небеса
О семьи Барреттов проблемы: их преследует инопланетная нечистая сила.
Веб комикс Phoenix Requiem
Много лет назад этот мир был полон волшебства.
Ira Champion - известная телеведущая
Ira Champion известная телеведущая, DJ, радиоведущая и резидент самой большой танцевальной радиостанции в Европе
Скромный красавец - Данила Козловский
«Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь, вода и... Данила Козловский»
Голливудский красавец Бредли Купер
С яркой голубизной глаз этого голливудского красавца не сравнится по глубине цвета ни одно самое чистое озеро мира
Шотландский мачо - Джерард Батлер
Если вы не попали под обаяние кривоватой улыбки и лукавых глаз Джерарда Батлера, то вывода может быть всего два
Гоцман всея Руси
Пронзительные чёрные глаза с бесовскими искорками, доставшиеся в наследство от бабки-итальянки
Лучший из лучших Бондов
Можно долго спорить о достоинствах актёров, сыгравших главную роль в знаменитой бондиане
Кино - является важнейшим из искусств
Оно настолько прочно влилось в нашу жизнь, что герои и их киноистории становятся частью истории каждого из нас.
Актёрская школа-студия для детей-сирот
В феврале этого года исполнится ровно год со дня рождения проекта «Актёрская школа-студия для детей-сирот
Владимиров Орлов
Орлову всегда удается сразу же втолкнуть тебя в повествование. «У попа была собака», «В окно смотрела лошадиная морда», «Прокопьев любил солянку», а еще и «У Ковригина кончилось пиво»
Джон & Эдит Толкин
Прекрасная эльфийская дева полюбила обычного воина и ради этой любви отказалась от бессмертия.
Блистательный Жан Маре
На экране он побеждал злодеев и целовал красавиц. В жизни имел репутацию человека щедрого и благородного, аристократа если не по рождению, то по духу.
Звезда мирового масштаба Лана Дель Рей
Ее имя не сходит с журнальных страниц. Ее голос звучит на всех радиочастотах.
Драма "За холмами"
Одним прекрасным утром 2007 года режиссер Мунд-жиу, осененный «Золотой пальмовой ветвью» за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня»
Романтическая комедия "Руби Спаркс"
Любопытно было бы представить, с какими лицами постановщики «Маленькой мисс Счастье» Джонатан Дэйтон и Валери Фарис брались за фильм, сюжет которого так точно зарифмован с их собственным положением.
Бытовой триллер "Срочная доставка"
Скажем сразу, тем, кто никогда не лавировал на велосипеде в час пик, оставляя позади озверевших автолюбителей
Фильмы Уолтера Хилла
Не то чтобы эта фраза неотступно преследует Уолтера Хилла, однако она прочно к нему прилипла.
Кетрин Бигелоу
Да, введите меня в курс дела! Я чувствую себя так, будто выбралась из капсулы времени.
перейти в раздел
Долой предрассудки! Женщина - она тоже человек! (Белое солнце пустыни)

Главная » Новости » Человек-легенда Роман Виктюк

Человек-легенда Роман Виктюк

Человек-легенда, совершивший переворот в театральном искусстве. Вроде бы пора забронзоветь, а он до сих пор удивляет своими поступками, с невероятным шармом поясняя: «Только хулиганы зажигают звезды». На нем пестрый пиджак, модные темные очки - все в духе времени Он научился летать еще в детстве. Не во сне, а наяву. По крайней мере все окружающие искренне верили, что этот мальчик из шумного Львовского двора только что на глазах у всех взмывал куда-то к облакам...

Роман ВИКТЮК: «В нашем дворе было дерево (оно сохранилось до сих пор, разрослось, стало выше; хотя листья лезут в окна, закрывая людям солнечный свет, его почему-то за прошедшие годы так и не срубили). Так вот, в детстве я действительно собирал ребят, привязывал веники к рукам, влезал на самую верхушку. Парни считали: «Раз, два, три, прыгай!» И я прыгал! Никуда выше этого дерева я не взмывал, но именно тогда я понял одну вещь (с этого, видимо, все и началось): взмахом рук, движением ног можно убедить окружающих, что ты летишь. И ребята кричали: «Он летит!» Они потом рассказывали, что я уже взлетал над домом, над ратушей, над площадью, над рынком, где мы жили. У меня до сих пор сохранилось это удивительное ощущение полета. Я верю, что летал. Я в этом даже не сомневаюсь».

Вы могли бы заниматься чем-то другим, кроме театра?

Роман: «Никогда в жизни! Знаете, в тринадцать лет мне приснился дом с колоннами и масками, которого я никогда до этого видеть не мог. Через многие годы, в начале семидесятых, когда меня отовсюду гнали, я приехал в Вильнюс -как ведущий режиссер Русского драматического театра. И это был тот самый театр, который я в детстве увидел во сне. Понимаете? А еще, когда мне было двенадцать лет, цыганка, посмотрев на мою руку, заплакала и сказала: «Он будет дирижером!» Моя мама тогда удивилась: «Он же ни одной ноты не знает, и слуха у него нет - какой там дирижер!» А та цыганка все твердила: «Будет дирижером!» Ну, для нее режиссер, дирижер - какая разница?»

Вы как-то обмолвились, что с раннего детства вас преследует одиночество. Откуда у ребенка были такие мысли?

Роман: «А почему мысли? Это есть ощущение. Не может человек, который занимается искусством, ощущать себя иначе. Одиночество -высшая форма человеческого существования. Все философы знали это и так существовали. А тем более моя мама была родом из той местности подо Львовом, где образовался первый украинский передвижной театр «Вертеп». Это религиозный театр, в котором мои предки принимали активное участие. Хотел я или нет, но меня оттуда уже ничего не могло вытолкнуть, только притягивало. А поскольку основной темой была вся религиозная история, только выраженная наивными средствами, очень детскими и непосредственными, это не могло пройти мимо меня».

Вы рано повзрослели, однако признание пришло к вам не в юном возрасте... Роман: «Как это? Что значит «не в юном»? Наивный вы человек! Сразу! Во Львове мы жили на третьем этаже в отдельной квартире, но коридор был общий. Все соседи дружили, никто на ночь не закрывал двери. Я на идише все понимал и понимаю сегодня, а еще -по-польски, по-немецки, по-украински, ну и по-русски. Тогда же там, на третьем этаже, в этом большом коридоре, который являлся сценой, будучи без слуха и без музыкального образования, я ставил «Пиковую даму», «Коварство и любовь», «Сильву», «Марину». Все то, что в свои двенадцать-тринадцать лет я видел во взрослых театрах Львова. Я сочинял, исполнял, и мне даже казалось, что я правильно пою. Всем нравилось. Я имел успех! Ребята меня слушали беспрекословно, и вся Рыночная площадь (а это центр города) в очереди стояла, чтобы попасть на наши спектакли.

Да вы что, о чем вы говорите? Каждый год были пионерские олимпиады. И я всегда - на первом месте, все награды - мои. А когда я сыграл первого украинского революционера Тараса Шевченко, жюри только меня пригласило за стол и не отпускало. Я сидел вместе с ними. Я всегда был обласкан вниманием и всем остальным. У меня никогда и мыслей не было, что может быть по-другому! Во Дворце пионеров я был первый артист. Учительница попалась умная, поэтому она сразу попросила меня еще и режиссировать. А мне было лет шестнадцать. Я даже ставил отрывки из «Бесприданницы», ничего не понимая про Паратова и Ларису. Но мне настолько было это интересно, что я не сомневался ни секунды. И учительница (все-таки она была гениальна) убеждала меня, что во мне находятся души Тараса Шевченко, Ивана Франко и Леси Украинки и что я воплощение украинской поэтической культуры. Да что вы, о чем вы говорите!»

Вот вы сами сказали, Роман Григорьевич, что когда-то во Львове были первым артистом. А уже позже, когда стали режиссером, никогда не хотели сыгоать в своем же Роман: «Никогда! Мне такое даже в голову ни разу не пришло! Я только совершенно недавно увидел себя на экране - меня уговорили сняться в одном фильме. И меня удивило, что я очень хорошо получился, что очень лихо веду себя в кадре, совершенно свободно, как будто балуюсь. Но играть на сцене - нет, не думаю. Хотя драматург Коля Коляда написал пьесу, в которой, он считает, только я могу играть. Он ее никому не отдал, так она у меня и лежит».
Судя по всему, вы многие пьесы на какое-то время прячете. Несколько лет назад везде говорили, что вы собираетесь ставить спектакль специально под Аллу Пугачеву. И что? Где?

Роман: «Это та пьеса, которую я недавно поставил в Театре сатиры. Альдо Николаи, итальянец, по моей просьбе написал пьесу «Реквием по Радамесу». Она о трех актрисах, которые живут в доме престарелых. Я хотел свести в одной постановке Елену Образцову, Алису Фрейндлих и Аллу Пугачеву. Алл; Борисовна, узнав об этом, согласилась -да, она может сыграть. Но собрать их вместе оказалось невозможно! Прошло восемь лет. Мне приснился сон, где Альдо напомнил мне, что я обещал поставить спектакль. В Театре сатиры уже были свои Аросева и Васильева, а я привел туда, конечно, Лену Образцову, потому что она послужила драматургу прототипом одной из его героинь. А Альдо нет, он умер в 2004 году. Ему было где-то девяносто семь лет, когда он ушел. Я его обожал, и он относился ко мне фантастически». Еще вы параллельно работаете над спектаклем «Маскарад маркиза де Сада». Чего ждать необычного? Роман: «Во-первых, это пьеса Андрея Максимова. Человека, который много работает на ТВ. Я был в качестве гостя на его передачах. Он немало написал разных пьес. Каждый раз показывал их мне, но той, которая бы меня заинтересовала, среди них не было. А тут я иду в церковь, что в Брюсовом переулке.

Уже выхожу оттуда, а Максимов с сыном только собираются войти. Я и не знал, что он в храм ходит. В тот момент я сразу понял: встреча непростая. В ней есть, наверное, какая-то тайна. И моментально ему говорю: «Андрюша, присылайте мне свою последнюю пьесу». Я не знаю, почему так сказал. Вдруг внутри возникла какая-то структура, и я подумал: «Надо!» И он мне прислал эту пьесу. Я прочитал, сразу позвонил ему и сказал: «Да!» Тут же собрал своих ребят, мы ее вместе прочитали. Все».


Это правда, что когда-то вы зажгли звезду признанного хулигана авангардной поп-сцены Сергея Курехина?

Роман: «Ох, зачем вы мне напоминаете? Я и с Гребенщиковым дружил, со всеми! В Театре комедии в Ленинграде я ставил пьесу Карло Гольдони «Льстец». Гребенщиков и Курехин (боже мой, они были тогда такие оборванные, просто нищие, а тот театр считал себя аристократическим) пришли в этот храм Мельпомены. И когда они шли по театру, то артисты шарахались от них. Так вот, я попросил их на стихи Гумилева о Гамлете написать музыку. Только я, безумец, мог это придумать, потому что Гумилев был категорически запрещен. И они сочинили. Но естественно, что при мне была служительница тех органов, которые охраняли культуру. Так что тему власти и творца я проверил лично. Я ей сказал: «Только никому не говори, что это Гумилев. Видишь, стихи прекрасные, о Гамлете. Нет никакой политики». Наутро люди из комитета по культуре уже кричали в телефонную трубку, что этого не может быть, что невозможно писать музыку на стихи Гумилева. Этих двоих же никто тогда не знал, даже понятия никто не имел, кто такие Гребенщиков и Курехин.ii p^bk-валось дальше. В один прекрасный день я сказал, что нашел дневники Гольдони. Даже переводчику, Тамаре Яковлевне Скуц, с которой я дружил смертельно, не сказал, что это не дневники Гольдони. А сам под видом дневников принес «Голос из хора» Андрея Синявского. Дым над сценой, звучит Вивальди, кринолины. Перед первым актом выходит замечательный артист Лева Лемке, который играл Гольдони, садится в центре и двадцать минут читает «Голос из хора» - этот потрясающий текст о тюрьме и о свободе. Потом начинается сам «Льстец». Перед вторым актом точно так же: вверх фимиам, Вивальди, дамы, а он читает двадцать минут речь Иосифа Бродского при вручении ему Нобелевской премии. Лева умер, так и не узнав этого.

И никто не узнал. Только один раз капельдинерша передала мне после спектакля, что меня просит подойти очень благородный, но встревоженный человек. Я подошел к нему. Он снял очки и спросил:

«Вы понимаете, что вы сделали?»

Я - без паузы: «Понимаю!» Он оглянулся вокруг: «Вы правда понимаете?» -«Понимаю!» Он тогда поцеловал мне руку и ушел. Понимаете, эта «колыбель революции» так заржавела, что двигаться не могла, ее надо было раскачивать каким-то образом. И я себе каждый раз что-то подобное придумывал. И проскакивало!»

Вывод напрашивается сам собой: наша власть была исключительно безграмотна?
Роман: «И не только в Ленинграде. Другой пример - Москва, МХАТ. Звонит мне Олег Ефремов и говорит: «Тут грядет пятидесятилетие со дня образования СССР. Ты, Рома, с Западной Украины, придумай пьесу и поставь».

Я спросил: «Сколько есть времени?» В ответ: «Два месяца». Тогда я: «Какие два месяца, я сейчас скажу». -«Говори». - «Иван Франко. «Украденное счастье». Главная роль - у Буркова». -«Ставь!» - сказал Ефремов. Я ставлю.

В какой-то момент мне понадобилась подлинная религиозная католическая музыка. Я тогда дружил с женой канадского посла. Она и привезла мне целую пленку службы греко-католического мужского хора. И на протяжении всего спектакля звучал этот хор! Никто не знал, кроме меня, что это запрещенная служба, потому что эта церковь была в то время в подполье. На обсуждении министр культуры, он украинец был, громко говорит: «Романе, а що це за хор спивае?» Я - без паузы: «Чернивеньски!» Из Черновцов, значит. Он: «Яки прекрасны голосы у нас на Украине!» Так все и звучало.  Я позвал и Ефремова,и директора театра. Они: «Кто это придумал?!» - «Да это вы подписали!» Ефремов: «У-у-у, б...ь, ты нас всех в Сибирь отправишь!» После этого случая быстро заклеили «к пятидесятилетию образования СССР», а грекокатолическая служба вся звучала. То есть в этом маскараде с властью я участвую на протяжении всей своей жизни. Только не я ее режиссер, я -невольный свидетель того, что происходит на этом маскараде. Я отчужденно на все смотрю, чем и спасаюсь. Поэтому и все мои пиджаки, и очки (еще одна страсть): пока они это обдумывают, раз - а кадр меняется».

Про ваши пиджаки, между прочим, ходят легенды. Сколько же их в вашей коллекции?

Роман: «Где?» (Наигранно переспрашивает.)

В коллекции. Или таковой нет?

Роман: «Как это нет? Как ее может не быть? Конечно, есть. Это же и мое средство защиты от этого мира. Есть великие модельеры, которые это понимали и понимают, поэтому и создают свои произведения искусства. На мне сейчас пиджак Etro. Хотите или не хотите, но одним своим цветом он уже как бы отторгает практицизм и цинизм людей. Но он дает защиту тебе лично. Сохраняет то, что внутри тебя». А еще это прекрасное средство для конспирации. Вы ведь нередко всех разыгрывали, оставляя свои пиджаки на спинках стульев (дескать, вышел всего на пять минут, сейчас вернусь), а сами - репетировать в другой город?

Роман: «А что ж тут плохого? Я одновременно снимал кино в Одессе и репетировал спектакли в «Современнике» и во МХАТе. Конечно, если человек оставляет пиджак (а это же материальная ценность!), значит, он вышел ненадолго. Хотя я в это время уже летел в Одессу. Там снимал, работал. И потом проделывал то же самое. Съемочная группа. Артисты. Я вешал пиджак, говорил, чтобы они сами со вторым режиссером поработали, - и в самолет. А утром опять репетировал в театре, в Москве». Вы всегда разрушали привычные стереотипы в искусстве. Все это делалось намеренно или так получалось?

Роман: «Так не может быть, чтобы просто получалось. Все делалось сознательно. Потому что если ты ставишь тех драматургов, которых власть не принимает и не принимала на протяжении длительного времени, то получается, что ты разрушаешь стереотипы. Это, допустим, тот же Вампилов, а я его первый в стране ставил. Это тот же Михаил Рощин, пьесы которого тоже нельзя было ставить, я уж не говорю про Людмилу Петрушевскую.ним кредо режиссера, объявившего войну стереотипам.
Это те люди, которые пытались определить болезнь страны. И когда власть понимала, чем эти люди занимаются, естественно, она категорически была против них. А я - всегда с ними. Хотел я этого или не хотел. В основных театрах - во МХАТе, имени Вахтангова, Моссовета -я ставил именно этих драматургов.

А когда нельзя было протащить даже один акт одного из них (я уж не говорю о Булгакове и «Мастере и Маргарите», который я поставил гораздо раньше Театра на Таганке), то я умудрялся просто уезжать и работать в других местах. Например, в Вильнюсе. Поэтому я к этому не только привык, а считаю, что это обязанность режиссера - всегда идти не с той ноги, с которой шагает шеренга. Нужно нарочно менять ногу, и тогда вся шеренга тоже теряет ритм, подпадая под какую-то синкопу, под какую-то неправильную структуру. И выходит, ты с этой марширующей победной армадой не шагаешь, а шагаешь на обочине с теми замечательными драматургами - а в свое время их и было-то пять-шесть человек, не так уж и много».

Часто приходилось уезжать из Москвы, чтобы поставить автора «с обочины»? Роман: «Не всегда. Помню, я ничего не мог реализовать в одном театре, который обслуживал систему, тогда я пришел в Студенческий театр МГУ на улице Герцена, первым руководителем которого был Ролан Быков. Рядом Кремль, а здесь церковь, подумал я, может быть, она меня защитит? Я принес пьесу Людмилы Петрушевской «Уроки музыки». Анатолий Васильевич Эфрос, прочитав ее, мне сказал: «Никогда при нашей жизни эта антисоветская пьеса в СССР поставлена не будет! Но если вдруг, ты мне только скажи». А там фантастический был коллектив, созданный Роланом Быковым, - профессора, академики. Прочитал им пьесу. Они сказали: «Вы сошли с ума!» А я: «Вы же доктора наук! Чего вы боитесь?» Впервые они услышали, что надо не бояться! И сказали: «Будем репетировать». Мы поставили «Уроки музыки». У меня даже есть фотография, где все удивительные ребята того времени - Миронов, Ширвиндт, Арбузов, Олечка Яковлева - все сидят на полу, потому что попасть на тот спектакль было нельзя. Он шел по вечерам, а у нас на сцене стоял настоящий телевизор. И он был включен. И ровно в девять часов начиналась программа «Время». Всегда. И всегда был Брежнев! Артисты замолкали и слушали вождя.

И тут начиналось потрясающее. Все зрители думали, что это подстава. И спрашивали друг друга: «Что он сказал?» Речь уважаемого вождя передавалась от одного к другому. Марк Захаров так хохотал! А Андрюша Миронов кричал: «Не мешайте нам всем! Мы это каждый день слышим в телевизоре, но в первый раз мы понимаем смысл!» И длилось это ровно столько, сколько вождь говорил. Никакого издевательства, просто его реплики мы ретранслировали друг другу. Но в МГУ тогда партком был на высоком уровне. И там работал человек, который следил за всем. В общем, когда я поставил в этом театре «Уроки музыки», театр закрыли. На мне история того удивительного коллектива была остановлена».Роман: «Это была почти правда, потому что автора пьесы - Жана Жене - ЦК тоже запретил. Даже не знаю, по каким причинам, но кто-то докладывал, что драматург ненавидит советскую власть. А там была тема рабства. Человек в рабстве не может любить, человек в рабстве может только ненавидеть. Эта тема, естественно, не могла иметь отклик у номенклатурных работников. Но вот что примечательно. Я первый раз ставил «Служанок» еще при Брежневе. Затем пришла другая власть, потом еще одна. Власть менялась, а тема осталась актуальной. Жене - великий человек, он был провидцем».

Роман Григорьевич, возраст для вас много значит?

Роман: «Ну вот!» Я к тому; что вы не меняетесь с годами! Роман: «Спасибо! Но возраст для меня не имеет никакого значения, поверьте». Правду говорят, что вы до сорока пяти лет летали по стране на самолетах по студенческому билету?

Роман: «Конечно, я бы и сейчас так летал. Но с самолетами не складывается, а вот в театры без билета я и сегодня прохожу. Как-то был в Нью-Йорке, и с Наташей Макаровой (это первая балерина мира) мы пошли в «Метрополитен».
Она там работала, ее там знают, она звезда. Но я ей сказал, что мы пойдем туда без билета. Она испугалась: как это может быть? Я ей только ответил: «Просто иди рядом со мной!» И мы - то к одной контролерше, то к другой, я что-то говорил по-русски, хватал программки, вроде я их покупаю. А Наташе приказал: «Прямо иди, никуда не сворачивай! Иди, б...ь, и не дрожи!» И мы прошли совершенно спокойно. Я обожаю такие опыты! Я всегда кричу, что и студенты должны только так ходить по театрам. «Только хулиганы зажигают звезды», - сказал Валя Гафт. Это так и есть. Нельзя в себе это останав ливать. Кто от этого отказывается, тот теряет все в творчестве. А возраст свой я действительно не ощущаю. Когда я репетирую с тремя уникальными артистами. Это Оля Аросева, Верочка Васильева и Елена Образцова. Им уже нехорошо, им уже под девяносто. А я кричу: «Девочки!»

И    когда вокруг эти зловония, ты в маленьком пространстве все-таки пытаешься, чтобы был воздух, был свет, было солнце, была вот эта прозрачная атмосфера. И если нет этого разреженного воздуха, то актерский организм не вибрирует, он тогда не может светиться. А если ты свою энергетику, свой свет растворяешь в актерском, тогда эта прозрачность моментально появляется. Когда Рита Терехова играла княжну Тараканову в «Царской охоте», приходили экстрасенсы. После сцены любви с партнером Леней Марковым, которая шла семнадцать минут, экстрасенсы к ней притрагивались - и били искры. И Марков тоже искрил. Их орга-
низмы выдавали брызги энергетического свечения! Они эту атмосферу любви и этого свечения на протяжении семнадцати минут на сцене создавали. Потрясающе интересно! Ничего другого нет. И когда Татьяна Доронина, Алиса Фрейндлих, Лена Образцова,

Ада Роговцева, Мариночка Неелова, Аллочка Демидова общаются с тобой, то ты как бы соединяешься с ними в любви, как это было со мной. Они этим и сильны, в этом есть их предназначение пребывания здесь, на земле, в театре. А мое дело - найти правильное применение их небывалому таланту. Жаль, что литературоцентризм практически закончился на Достоевском и Пушкине. Ахмадулина, Окуджава и Бродский были последними. Пришло время шоу-центризма, а они все одновременно ушли. Теперь это место пусто. Детство ушло. Всю атмосферу, о которой я говорю, могут создавать только те артисты, которые не теряют ощущения первородности восприятия мира. И вот те, которые оказались невостребованными со своим детством, они все исчезли, умерли. Это и Михаил Ульянов, и Олег Ефремов, и Игорь Дмитриев, и Кирилл Лавров - вся эта величайшая когорта детей, которые не хотели взрослеть. Они никогда не могли пойти против своей совести. Все они говорили разные слова, но смысл был один - истина. А в мире живаете это испытание. Но ведь кто-то пытался и вам «помочь» уйти? Что за покушения случались на вас?

Роман: «Да я понятия не имею! Все это связано со зданием театра, больше ни с чем. Потому что это Дом культуры имени Русакова, святое здание, оно было построено в 1929 году архитектором Константином Мельниковым. Этот памятник эпохи авангарда сегодня хотели превратить в такое же злачное место, как и другие московские здания. А мы десять лет согревали эти стены, чтобы они не разлетелись. Но, надеюсь, мы все-таки здесь надолго.
 
 
© 2010, Энциклопедия советского кинематографа. Все фильмы, киностудии, кинорежиссеры и киноактеры совесткого кино.
Яндекс цитирования